РУКОВОДСТВО ПО ПЕРЕКАЧКЕ С СУДНА НА СУДНО (НЕФТЕПРОДУКТОВ)

Третье издание, 1997 г.

Применяется при перекачке сырой нефти и нефтепродуктов


Глава 9

Оборудование

9.1   КРАНЦЫ

9.1.1   Кранцы, используемые в процессе перекачки в открытом море, бывают двух типов:

основные кранцы, размещаемые вдоль цилиндрической части корпуса в целях обеспечения как можно более эффективной защиты судна при стоянке лагом;

вспомогательные кранцы, используемые для предохранения обшивки носовой и кормовой оконечностей судна от непреднамеренного контакта с другим судном при швартовке и снятии со швартовов.

Основные кранцы могут быть заполнены пеноматериалом или сжатым воздухом высокого давления (0,5 - 0,8 кг/см2) ( в последнем случае такие кранцы называются пневматическими ).

 

Вспомогательные кранцы могут быть заполнены либо воздухом, либо пеноматериалом. Учитывая то, что во многих случаях вспомогательные кранцы потребуется поднимать высоко над ватерлинией и переставлять в другое место, где невозможно будет воспользоваться подъемными или опорными устройствами, рекомендуется использовать легкие кранцы. Такие кранцы можно будет быстро перемещать и использовать для предотвращения непреднамеренного удара.

 

9.1.2   Вероятнее всего, в большинстве случаев работы по размещению и установке кранцев будут осуществляться при участии агентства по перекачке. Такие агентства обычно предлагают использовать принадлежащие им вспомогательные суда при размещении кранцев на соответствующем судне.

 

Кранцы могут быть закреплены на любом судне, однако, в целях безопасности их рекомендуется крепить к маневрирующему судну.

В этом случае соприкосновение незащищенных участков корпусов судов будет менее вероятным.

 

Если кранцы крепятся к маневрирующему судну, то основные кранцы следует разместить по одному на концах цилиндрической вставки судна, а также в промежутке между ними. Звено кранцев может быть скомпоновано из заранее оговоренного их количества. Если при выполнении некоторых операций по перекачке потребуется использовать четыре кранца, то их целесообразно разделить на две пары. При размещении каждой пары кранцев точно у носового и кормового концов цилиндрической вставки судна обеспечивается более надежная защита его корпуса. Вспомогательные кранцы могут быть установлены в нос и в корму от цилиндрической вставки.

 

Протяженность звена из кранцев должна быть такой, чтобы с их помощью можно было распределить предполагаемую максимальную ударную нагрузку при швартовке в пределах цилиндрических вставок корпусов обоих судов.

 

В таблице 9.1 приведены краткие справочные данные, которыми можно будет руководствоваться при выборе кранцев с точки зрения их предстоящего использования в конкретных условиях. Следует иметь в виду, что при иных значениях скорости сближения в значительной степени изменятся и требования, оговаривающие способность кранцев поглощать энергию.

 

Данными, представленными в таблице, следует руководствоваться исходя из предположения, что оба судна имеют одинаковое водоизмещение (С, т), значение которого рассчитано по формуле:

 

С = 

2 х Водоизмещение судна А х Водоизмещение судна В

Водоизмещение судна А + Водоизмещение судна В

 

Таблица 9.1 Справочные данные для руководства при оперативном выборе кранцев

С, Водоизмещение судна

Относительная скорость сближения

Энергия причаливания

Рекомендуемое количество кранцев

Размеры стандартного пневматического кранца

т

м/с

т/м

-

м

1.000

0,30

002,4

3 или более

1,0х2,0

3.000

0,30

007,0

«

1,5х3,0

6.000

0,30

014,0

«

2,5 х 5,5

10.000

0,25

017,0

«

2,5 х 5,5

30.000

0,25

040,0

4 или более

3,3 х 6,5

50.000

0,20

048,0

«

3,3 х 6,5

100.000

0,15

054,0

«

3,3 х 6,5

150.000

0,15

071,0

5 или более

3,3 х 6,5

200.000

0,15

093,0

«

3,3 х 6,5

330.000

0,15

155,0

4 или более

4,5 х 9,0

500.000

0,15

231,0

«

4,5 х 9,0

 

В таблице 9.1 указаны рекомендуемые количество пневматических кранцев и их размеры. Так как кранцы с наполнителем из пеноматериала могут быть несколько меньших размеров, то настоятельно рекомендуется проконсультироваться с изготовителем таких кранцев/агентством по перекачке прежде, чем будет принято решение о количестве и размерах кранцев, предназначенных для предстоящей операции по перекачке.

 

Более подробная информация относительно выбора кранцев содержится в Дополнении 3.

 

9.1.3   Требования к кранцам

Некоторые судовладельцы и агентства по перекачке могут положиться на свой собственный опыт при обосновании требований, предъявляемых к кранцам для предстоящей операции по перекачке. Тем не менее, рекомендуется выполнить расчет сил, действующих при причаливании судов, используя данные, касающиеся выбора кранцев.

 

Необходимо принять во внимание технические характеристики изготовителя кранцев определенного типа, учитывая такие факторы как состояние моря и наличие зыби, а также другие факторы.

 

Используемые кранцы должны обладать соответствующей способностью поглощать энергию и удерживать суда на определенном расстоянии. Диаметр кранцев после их сжатия при любых обстоятельствах должен быть достаточным для предотвращения соприкосновения при бортовой качке конструкций судов, пока они ошвартованы лагом. В целях предотвращения вероятности непредусмотренного «заброса» кранца на борт судна при неблагоприятной погоде рекомендуется использовать такой кранец, диаметр которого меньше половины высоты надводного борта судна.

 

Поскольку не всегда удается точно определить истинную скорость сближения при причаливании, то, выбирая кранцы, следует принять в расчет усредненную ошибку в определении скорости. Рекомендации изготовителей кранцев распространяются на штилевую погоду, и оговоренная в них максимальная скорость сближения, например, 0,15 м/с, может не соответствовать состоянию погоды, т.к. скорость сближения при этом будет значительно выше расчетной величины.

 

РИС.9.2 КРАНЦЫ, СОЕДИНЕННЫЕ ПОПАРНО

 

РИС.9.1 КРАНЦЫ, СОЕДИНЕННЫЕ В ЕДИНОЕ ЗВЕНО

 

9.2      ШЛАНГИ

9.2.1   Стандартные шланги

Шланги, используемые для перекачки сырых нефтей или нефтепродуктов, должны быть специально спроектированы и изготовлены применительно к данному виду груза.

 

9.2.2  Диаметр и длина шланга

Основным критерием при выборе шланга для перекачки груза является его диаметр, которой должен соответствовать оговоренной интенсивности перекачки, а также некоторым требованиям, перечисленным в разделе 9.2.6. Поскольку перемещение шлангов диаметром более 12 дюймов (>304,8 мм) затруднительно, необходимо принять меры по предотвращению их повреждения при перегибе.

 

Длины шлангов должна соответствовать условию, учитывающему относительное изменение высот возвышений грузовых манифольдов, необходимость выравнивания шлангов в продольном направлении, а также вероятность иных перемещений шлангов на протяжении всей перекачки. Длина шланговой линии, состоящей из трех шлангов, обычно изменяется в пределах от 75 до 90 футов (от 22,9 м до 27,4 м).

 

Минимальный радиус изгиба (MBR) резинового шланга можно определить с помощью элементарной эмпирической формулы, а именно:

MBR = номинальный диаметр шланга в дюймах х 6

(например, минимальный радиус изгиба шланга диаметром 12 дюймов («304,8 мм) составляет приблизительно 72 дюйма («183 см)).

 

9.2.3   Подсоединение шланга

В операциях по перекачке необходимо использовать надежные устройства для подсоединения шлангов.

Фланцы или быстроразъемные соединительные муфты, если таковые используются, должны быть исправны и надежно закреплены в целях обеспечения герметичности соединений. Прокладки, используемые в узлах подсоединения шлангов к судовым манифольдам, а также все другие прокладки между шлангами должны быть изготовлены из материала, пригодного для перекачки данного груза.

 

На обоих судах рекомендуется выделить необходимый персонал для подсоединения шлангов.

 

Для упрощения подсоединения шлангов рекомендуется оборудовать суда грузовыми манифольдами, сконструированными с учетом требований, регламентирующих размер фланцев, прочность манифольдов, а также требований, предъявляемых к опорным устройствам для шлангов» подъемным устройствам и т.д. (см. публикацию OCIMF «Рекомендации по манифольдам нефтетанкеров и подсоединяемому оборудованию»).

 

Необходимо обеспечить наличие соответствующих опорных устройств для шлангов, которые позволили бы предотвратить возникновение чрезмерно больших напряжений в соединительных устройствах манифольда.

 

9.2.4  Осмотр и испытания шланга

Используемые шланги следует регулярно осматривать, в целях обнаружения их повреждений или износа. Там, где это будет уместно, необходимо вести журнал осмотра и испытаний шлангов давлением/вакуумом.

 

Периодические испытания следует проводить в соответствии с техническими условиями, согласно которым был изготовлен данный шланг, и/или требованиями, изложенными в публикации OCIMF «Наставления по перемещению, хранению, освидетельствованию и испытанию шлангов в эксплуатационных условиях».

 

9.2.5  Маркировка

На каждый шланг изготовитель должен нанести маркировку, указав :

  • название фирмы или торговую марку;
  • соответствие техническим условиям на производство;
  • максимально допустимое рабочее давление;
  • месяц и год изготовления;
  • серийный номер, присвоенный изготовителем;
  • является ли данный шланг электропроводным или неэлектропроводным полупроводником или антистатическим, а также
  • слова «Перекачка нефти».

9.2.6   Скорости потока

Максимально допустимая скорость потока жидкости, проходящей через шланг, определяется с учетом конструкции данного шланга.

Такая скорость указывается в рекомендациях изготовителя шланга и в свидетельстве о приемке шланга. Однако при принятии решения, касающегося скоростей потока, операторы должны принимать во внимание и другие факторы.

К таким факторам относятся, по меньшей мере, следующие:

  • применяемый коэффициент безопасности;
  • какие-либо ограничения, накладываемые с учетом скоростей потока жидкости, проходящей через судовую стационарную систему трубопроводов;
  • условия погоды, вызывающие смещение шланга;
  • срок службы и состояние конкретного шланга;
  • продолжительность эксплуатации и способ хранения шланга; и
  • другие факторы, учитываемые в зависимости от местных условий.

В таблицах 9.2 (а), (b) и (с) приведены данные о пропускной способности шлангов, поставляемых согласно британскому стандарту.

 

ТАБЛИЦА 9.2(а)

ЗАВИСИМОСТЬ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ШЛАНГА ОТ ЕГО ВНУТРЕННЕГО ДИАМЕТРА ПРИ СКОРОСТИ ПОТОКА ЖИДКОСТИ 12 М/С

Скорость 12 метров в секунду

Номинальный внутренний диаметр шланга

Пропускная способность

Дюймы

Миллиметры

Куб. метров в час

Баррелей в час

6

8

10

12

16

20

152

203

254

305

406

508

788

1.400

2.180

3.150

5.600

8.750

4.950

8.810

13.700

19.800

35.200

55.000

 

ТАБЛИЦА 9.2(b)

ЗАВИСИМОСТЬ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ШЛАНГА ОТ ЕГО ВНУТРЕННЕГО ДИАМЕТРА ПРИ СКОРОСТИ ПОТОКА ЖИДКОСТИ 15 М/С

Скорость 15 метров в секунду

Номинальный внутренний диаметр шланга

Пропускная способность

Дюймы

Миллиметры

Куб. метров в час

Баррелей в час

6

8

10

12

16

20

152

203

254

305

406

508

985

1.750

2.730

3.940

7.000

10.900

6.190

11.000

17.200

14.700

44.000

68.000

 

ТАБЛИЦА 9.2(с)

ЗАВИСИМОСТЬ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ШЛАНГА ОТ ЕГО ВНУТРЕННЕГО ДИАМЕТРА ПРИ СКОРОСТИ ПОТОКА ЖИДКОСТИ 21 М/С

Скорость 21 метров в секунду

Номинальный внутренний диаметр шланга

Пропускная способность

Дюймы

Миллиметры

Куб. метров в час

Баррелей в час

6

8

10

12

16

20

152

203

254

305

406

508

1.370

2.450

3.830

5.520

9.780

15.315

8.600

15.400

24.000

34.500

61.500

96.300

 

Пропускную способность шланга при различных скоростях потока жидкости можно определить по следующей формуле:

0,785 x D2 x V х ЗбОО [куб. метров в час],

где D - внутренний диаметр шланга, м, V - скорость потока жидкости, м/с.

 

9.3   ШВАРТОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

В процессе перекачки рекомендуется использовать только закрытые киповые планки, которые позволяют эффективно регулировать положения швартовов при изменении высот надводных бортов обоих судов. Такие киповые планки должны быть достаточно прочными для восприятия расчетных нагрузок от швартовов и достаточно большими, чтобы через них беспрепятственно проходил швартов с присоединенным к его концу канатом из «мягкого» материала и соединительная скоба.

 

На участках между киповыми планками, швартовными кнехтами и швартовными лебедками должны быть установлены направляющие для заводки всех швартовов.

 

Каждое судно следует оборудовать киповыми планками соответствующего типа, с помощью которых швартовы можно будет завести так, как это показано на рис. 6.2. Следует иметь в виду, что киповые планки могут потребоваться не только для заводки носовых и кормовых швартовов, но и в особых случаях - для проводки шпрингов. Практика показала, что закрытые киповые планки, а также кнехты для заводки шпрингов целесообразно размещать в нос и в корму на расстоянии не более 35 м от грузового манифольда.

 

На всех танкерах со стороны каждого борта рекомендуется установить ряд швартовных кнехтов достаточной прочности. Комплект кнехтов должен быть установлен между каждой закрытой киповой планкой и обслуживающей ее лебедкой, что позволит разместить на них швартовы так, как это показано на рис. 6.2. Кроме того, рекомендуется предусмотреть установку устройств для крепления кранцевых стропов.

 

9.4   ТРАП

Как правило, рекомендуется следить за тем, чтобы как можно меньшее количество персонала перемещалось с одного судна на другое; передачу документации во многих случаях можно осуществлять, используя бросательный конец. Для обеспечения безопасного прохода между судами одно из судов должно предоставить легкий, не проводящий ток трап, оборудованный предохранительной сеткой. Настоятельно рекомендуется не применять трап с открытыми ступенями. Для перемещения персонала можно использовать рабочую шлюпку одобренного типа.

 

9.5   ОСВЕЩЕНИЕ

Если перекачка осуществляется в ночное время суток, то вполне достаточно обычного освещения палубы, включаемого во время стоянки судна в порту. Если швартовка и снятие со швартовов будут осуществляться в ночное время суток, то может оказаться уместным использование переносных прожекторов во взрывобезопасном исполнении, а также прожекторов, установленных на крыльях ходового мостика.

 

9.6   ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Оборудование, которое может быть предоставлено для выполнения операции по перекачке, перечислено в таблице 9.3. Данная таблица была составлена в качестве примера, и приведенный в ней перечень оборудования не является исчерпывающим.

 

Следует отметить, что поскольку различные агентства по перекачке или судоходные компании, осуществляющие лихтеровку в каботаже, могут обеспечить поставку разнообразного оборудования, в том числе дополнительных швартовных устройств, кранцевых тросов, быстроотдающихся гаков, портативных радиостанций и т.д., не представляется возможным составить полный перечень оборудования для перекачки, т.к. в каждом конкретном случае необходимо будет использовать оборудование определенного типа.

 

Оборудование, которое предстоит использовать в процессе определенной операции по перекачке, должно быть пригодным к использованию на судах соответствующих размеров, при этом необходимо будет принять во внимание район перекачки, а также пригодность оборудования к использованию в определенных климатических условиях.

 

ТАБЛИЦА 9.3

ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Кол-во

Наименование

Пояснительные замечания

4

Кранцы (основные)

Заполняются пеноматериалом или сжатым воздухом высокого давления

4

Шкентели для буксировки основных кранцев

Один из концов шкентеля оснащается жестким коушем и соединительными скобами, с помощью которых шкентель крепится к кранцу

4

Оттяжки, подсоединяемые к основным кранцам

Один из концов оттяжки оснащается жестким коушем и соединительными скобами, с помощью которых оттяжки крепятся к кранцу

2

Кранцы (вспомогательные)

Легкие кранцы; заполняются либо воздухом, либо пеноматериалом. К концам кранца подсоединяются шкентели из синтетического материала

б

Грузовые шланги

Обычно объединяются в два звена, каждое из которых состоит из трех шлангов (длина каждого звена варьируется в пределах от 75 до 90 футов (от 22,88 м до 27,43 м))

2

Шланг в комплекте с опорными трубопровод­ными вставками

Устройство оборудовано прерывателем вакуума

8

Стропы для вывешивания шланга

Используются для подъема и вывешивания шланга


Содержание

Главная страница