Advanced Part Design
Training Guide
Pro/ENGINEER 2001
ЗАНЯТИЕ 7 
СЕМЕЙСТВА ДЕТАЛЕЙ


ВВЕДЕНИЕ

Таблица семейства подобных деталей может быть легко создана на основании использования детали-образца, который мы в дальнейшем будем называть "generic" (основная). Как только будет сделана основная деталь, можно составить таблицу новых деталей, которые будут иметь переменные размеры, значения параметров и конструктивных элементов. После этого новые детали создаются путем вызова их из таблицы.

 

Note: "Теория", описанная ниже, действительна для более старых версий программ. В последних версиях техника выполнения тех же команд несколько иная.

 

Создание таблиц семейства

Как только в таблицу внесены все необходимые объекты, можно создавать члены таблицы семейства путем редактирования этой таблицы. После того, как в таблице добавили новый член семейства, его можно вызвать путем вызова основной детали и выбора одной из опций:

 SelInstName - вызов члена семейства путем выбора имени;

 SelByParams - вызов члена семейства путем определения значения выбранного из таблицы параметра;

 Generic - вызов основного варианта текущей модели.

Когда сохраняется один из членов семейства, то записывается только основной вариант детали. Отдельный файл, который называется "instance index" позволяет вызывать членов семейства по именам. "Instance index" имеет формат <текущая директория>.idх и содержит все ссылки для всех деталей в таблице семейства этой директории. Все члены семейства, которые вызывались в данном сеансе работы, добавляются к файлу index и появляются в меню SEARCH/RETR в виде членов семейства <generic>. Система может регенерировать все члены семейства путем запуска команды Verify.

 

Ускоритель для членов таблицы семейства

Вы может существенно сократить время вызова члена семейства с диска, если запишете его в специальный файл-ускоритель (instance accelerator file). Недостаток его состоит только в том, что при этом Вы будете использовать больше дискового пространства. "Ускоренный" член семейства записывается в отдельный файл под названием "instance accelerator file" (расширение .хрr для деталей и .xas - для сборок). Если Вы последовательно вызываете члены семейства, то система вызывает оба файла: и ускоряющий, и соответствующий основной файл. Если основной файл не изменился с тех пор, когда член семейства записывался последний раз, то система немедленно отразит на дисплее член семейства без его регенерации, что существенно экономит время, особенно для больших или сложных моделей. Имеются следующие значения для опции файла конфигурации save_instance_accelerator:

 no (по умолчанию) - система сохраняет члена семейства при сохранении основной модели и ее таблицы семейства;

 always (всегда) - система всегда сохраняет ускоряющий файл члена семейства: и в тех случаях, когда член семейства сохраняется отдельно, и тогда, когда он сохраняется с объектом более высокого уровня;

 explicit (явный) - система сохраняет ускоряющий файл только в том случае, когда сохраняется конкретный член семейства.

 

Запись таблиц семейств в базу данных (DBMS)

Записать в базу данных таблицу семейства можно, выбрав Dbms и InstDbms. Доступны следующие функции для записи членов семейств:

 Instlndex - Создается или изменяется файл индекса члена семейства (instance index file) для определенной директории. Если основную деталь переместить в другую директорию или удалить instance index, то может быть создан или обновлен новый instance index для всех деталей с таблицами семейств в данной директории.

 Update Accel - Обновляет основной файл(ы), файл таблицы семейства и все существующие ускоряющие файлы той основной модели, которая сейчас является текущей в рабочем сеансе, за исключением тех членов семейства, которые уже находятся в рабочем сеансе. Поскольку система обновляет каждый ускоряющий файл, то она его и регенерирует. Система удаляет те ускоряющие файлы, регенерация которых не состоялась.

 Purge Accel - Проверяет каждый файл члена семейства той основной детали, которая является текущей в данном рабочем сеансе и удаляет те, которые не являются текущими вместе с основной.

 SaveAccelEnv - Вызывает меню SV INST АСС для перезаписи значений опции save_instance_accelerator в конфигурационном файле: None, Always, Explicit.

Больше сведений о таблицах семейств Вы сможете получить, прочитав Главу 16, озаглавленную "Family Tables", в Руководстве Пользователя Fundamentals.

 

Note: Описанное выше действительно для более ранних версий Pro/ENGINEER. Техника выполнения тех же задач в Pro/ENGINEER 2001 несколько иная. При выполнении упражнений будем ориентироваться на Pro/ENGINEER 2001.

 

ПРИМЕР - Головка (для откручивания гаек)

Создадим Таблицу семейства для детали Головка.

  1. Измените Вашу рабочую директорию на ту, в которой у Вас установлены файлы для данного примера.
  2. Вызовите деталь socket.prt (см. рис. 7-1).
  3.  

     

  4. В этой детали сделано 12-гранное гнездо со стороной 1/4" и квадратный паз со стороной 3/8". В детали имеются соотношения, которые контролируют размер гнезда (hex_size) при изменении размеров детали (обычно изменяется диаметр soc_od). Записаны также соотношения, которые изменяют глубину гнезда при изменении длины всей детали.
  5. Чтобы увидеть соотношения, выберите Relations, Show Rel. Обратите внимание на то, что символьные имена некоторых размеров изменены на имена, имеющие определенный смысл. Это можно сделать с помощью Modify, Dim Cosmetics, Symbol, затем выбирается размер, название которого Вы хотите заменить. Чтобы облегчить выбор конструктивного элемента и сделать осмысленным список деталей в таблице семейства, некоторым конструктивным элементам были присвоены имена с помощью Set Up, Name из меню PART.
  6. Чтобы создать таблицу семейства для детали, необходимо выбрать те объекты, которые будут изменяться от одного члена к другому, и добавить их в таблицу. Критерием для выбора этих объектов должно быть то, когда и как будет использоваться таблица семейства
  7.  

    Note: В таблице объекты будут появляться в том порядке, в каком Вы их будете выбирать.

     

    Первый объект, который мы советуем выбрать - это размер выреза под вороток. Таким образом, первым объектом в Вашей таблице семейства будет размер, контролирующий размер квадратного выреза. Выберите Family Tab. В диалоговом окне Family Table:SOCKET нажмите иконку Add/delete the table columns. Откроется диалоговое окно Family Items, Generic:SOCKET. Оставьте выбранной опцию Dimension в секции окна Add Item и пометьте размер 0.375 (drive_size).

     

     

  8. Мы сделаем три вида муфт: с размерами под ключ, равными 0.5, 0.375 и 0.25. Трижды нажмите иконку Insert a new instance at the selected row. Под названием исходной детали (SOCKET) запишем первое название [1_2], под размером 0.375 впишем новый размер [0.500]. Названия и размеры второго и третьего объекта показаны ниже:
  9.  

     

  10. После того, как Вы введете информацию о членах семейства, нужно выйти из диалогового окна, нажав кнопку OK. Этим мы сохраним все изменения, внесенные в таблицу семейства.
  11. Таким образом, мы только что создали таблицу семейства с тремя членами. Чтобы понять процесс просмотра отдельных членов, сохраните (Save) деталь и выйдите из окна SOCKET. Затем заново откройте деталь Socket.prt. Обратите внимание на то, что появившееся диалоговое окно Select Instance предлагает Вам выбор; выберите член семейства с именем 3_8. В основном окне Вы увидите соответствующую деталь, при этом в правом нижнем углу будет надпись с именем данного члена семейства.
  12. Теперь мы добавим информацию к таблице семейства. Вызовите Family Table. Обратите внимание, что данная таблица не имеет членов: This model currently has no family table design variations. Эта надпись появилась потому, что вся информация о членах семейства относится к уровню исходной (generic) детали. Можно создать таблицу семейства и на этом уровне (т.е. получится таблица семейства детали, которая в свою очередь является членом семейства более высокого уровня). Создадим таблицу семейства на уровне детали 3_8. Точно так же, как и в предыдущем случае, мы должны сначала выбрать объекты, которые будут варьироваться. Чтобы добавить размер шестигранного выреза, В диалоговом окне Family Table:3_8 нажмите иконку Add/delete the table columns. Откроется диалоговое окно Family Items, Generic:3_8. Оставьте выбранной опцию Dimension в секции окна Add Item и пометьте Sel By Menu, 1ST_НЕХ, это позволит выбрать размеры этого конструктивного элемента. Закройте диалоговое окно Family Items, Generic:3_8, нажав кнопку OK.
  13.  

     

  14. Затем мы добавим длину всей детали. Добавление ее к таблице семейства позволит нам создавать муфту стандартной длины или удлиненную муфту. В диалоговом окне Family Table:3_8 нажмите иконку Add/delete the table columns. Откроется диалоговое окно Family Items, Generic:3_8. Оставьте выбранной опцию Dimension в секции окна Add Item. Из меню GET SELECT выберите Sel By Menu, Name, SOC_BODY, Pick и выберите размер 1.00 (soc_oa_height). После того, как мы выбрали объекты, которые хотим добавить в таблицу, можно ее отредактировать, создав члены таблицы семейства.
  15. Введите в таблицу новую строку. Вместо заданного по умолчанию названия нового члена таблицы семейства (NEW_INSTANCE) напечатайте [3_8_s_l-4_12Р]. (Размер квадрата воротка - 3/8", стандартной длины, размер грани 1/4", с 12 гранями).
  16. Под размером .250 напечатайте [.250].

    Под размером 1.0 напечатайте [1.0].

    Таблица семейства в этом случае будет выглядеть следующим образом:

     

     

    Можно размножить наш первый член таблицы семейства для того, чтобы быстро создать другие члены таблицы. Это можно осуществить, используя опцию размножения.

    Размножение членов - это автоматическое создание новых членов таблицы со значением выбранного параметра, измененным путем приращения определенного числа. Член семейства, который используется для размножения, не становится родителем, он просто используется для генерации членов таблицы.

    Размножение члена семейства может быть осуществлено в нескольких направлениях. Первое направление представляет собой набор параметров, которые Вы хотите все вместе изменять, второе направление - это размножение первого, тогда, как Вы выбираете параметр, который изменяется несколько раз для каждого из членов семейства, полученного в первом направлении. Третье направление - это размножение второго, в этом случае Вы выбирается параметр, который будет изменяться несколько раз для каждого из членов второго размножения, и так далее.

    Наша задача при создании данной таблицы семейства состоит в том, чтобы:

     Изменить размер hex_size со стандартным приращением.

     Создать набор муфт со стандартной длиной и набор удлиненных муфт.

     Создать эффективную информацию о членах семейства. Для достижения этого мы используем опцию Patternize.

  17. В диалоговом окне Family Table:3_8 нажмите иконку (Copy the selected instance with increments (patternize). В диалоговом окне Patternize Instance. В качестве количества копий (строка Quantity) введите [4]. В секции окна Items имеется два списка. Выберите размер hex_size и переместите в правый список. В качестве приращения (строка Increments) введите [0.25]. Значение soc_oa_height будет варьироваться в следующем направлении. Нажмите кнопку с зелёным знаком плюс в зоне Direction. Введите [1.5] (строка Increments) в качестве приращения. Введите в строке Increments [2] - количество членов в этом направлении. Нажмите ОК. В окне Family Table:3_8 Вы увидите, что создано 8 новых членов.
  18.  

     

  19. Теперь Вам необходимо отредактировать таблицу семейства и изменить имена ее членов. Внесите в таблицу изменения таким образом, чтобы она выглядела так, как показано ниже (Обратите внимание на то, что один из членов необходимо уничтожить).
  20.  

     

  21. После того, как Вы создали информацию о членах таблицы семейства, было бы неплохо проверить, может ли существовать каждый из этих членов (можно ли построить геометрию с такими размерами). Для этого запустите проверку (иконка Verify instances of the family). Этим мы проверим возможность регенерации каждого члена семейства. Для визуального контроля поочерёдно высвечивайте все члены таблицы семейства и нажимайте иконку Preview the selected instance. При этом выбранный член будет открываться в дополнительном окне. Как Вы видите, здесь есть явный конструкторский изъян. Вырез был сделан для того, чтобы уменьшить диаметр головки небольших размеров, этот вырез абсолютно не нужен на головках размером больше 3/8". Нам необходимо добавить конструктивный элемент выреза в таблицу семейства, тогда мы сможем то включать, то не включать ее в члены семейства.
  22. Добавьте в таблицу ещё один столбец. В диалоговом окне Family Items, Generic:3_8 выберите опцию Feature, из меню GET SELECT выберите Sel By Menu, Name, REDUCE_CUT.
  23. Наконец, мы сделаем так, чтобы у нас были и 12-ти гранные, и 6-ти гранные муфты. 12-ти гранный вырез был сделан с помощью двух конструктивных элементов (1-ый шестигранник и 2-ой шестигранник). Подавляя или восстанавливая конструктивный элемент второго шестигранного выреза, мы можем получать 6-ти гранное или 12-ти гранное углубление. Добавим второй шестигранный вырез к таблице семейства. Из меню GET SELECT выберите Sel By Menu, Name, 2ND_HEX.
  24. В диалоговом окне Family Table:3_8 высветите нижний член семейства и нажмите иконку Copy the selected instance with increments (patternize). В диалоговом окне Patternize Instance в качестве количества копий (строка Quantity) введите [8]. Отредактируйте таблицу семейства, исключая конструктивный элемент REDUCE_CUT из деталей с размером hex_size>0.5. Таким образом, добавиться восемь новых членов, у которых вырез будет 6-ти гранным, После редактирования таблица будет выглядеть следующим образом:
  25.  

     

    Note: В редакторе Pro/TABLE (если Вы пользуетесь им) есть возможность выбирать текст, ограниченный каким-то пространством, а затем копировать его в другом месте таблицы.

     Выберите часть таблицы, чтобы затем его скопировать.

     Выберите Edit, Copy, затем пометьте ячейку, текст которой Вы хотите скопировать.

     Затем выберите Edit, Paste.

     

  26. На уровне детали (socket.prt) у нас есть три члена семейства. Каждый из этих членов будет иметь свою таблицу семейства с постоянным размером грани, с шестью или 12-тью вершинами и, за исключением серии 1_4, без конструктивного элемента выреза REDUCE_CUT, если размер будет превышать 1/2". (В серии 1_4 конструктивный элемент выреза вообще не требуется). Перенесём информацию о таблице семейства из серии 3_8 в серию 1_2 без повторного ее набора. После того, как Вы закончите печатание информации для серии 3_8 и, находясь еще в редакторе, выберите File, Export Table…, PRO/TABLE File. Вы запишете данную информацию в файл с именем 3_8.ptd на жесткий диск.
  27. Сохраните (Save) и выйдите из окна детали 3_8.prt. Откройте член семейства 1_2.
  28. Чтобы прочитать информацию из таблицы семейства серии 3_8, нам необходимо добавить те же параметры к новой таблице семейства (серии 1_2). Выберите Family Tab, в открывшемся диалоговом окне Family Table добавьте столбец (таблица не содержит членов семейства на данном уровне). Sel By Menu, Name, 1ST_HEX, Pick и выберите размер 0.250 (hex_size). Выберите Sel By Menu, Name, SOC_BODY, Pick и выберите размер 1.00 (soc_oa_height). Переключите опцию выбора с Dimension на Feature. Выберите Sel By Menu, Name, REDUCE_CUT. Выберите Sel By Menu, Name, 2ND_HEX.
  29. Теперь отредактируем таблицу семейства. Из опускающегося меню диалогового окна Family Table:1_2 выберите File, Import Table…. После того, как Вы прочитаете и отредактируете файл 3_8.ptd, таблица должна выглядеть так, как это показано ниже.
  30.  

     

    Note: Единственное, что Вам нужно сделать самим, так это изменить имена членов семейства, после этого Вы можете выходить из редактора.

     

  31. Сохраните (Save) член семейства 1_2 и выйдите из окна детали. Вызовите исходную деталь socket.ptr, выберите Family Tab из меню PART и затем нажмите иконку Verify instances of the family в диалоговом окне Family Table:SOCKET и убедитесь в том, что все члены семейства могут быть реально созданы.
  32. После процесса проверки откройте в окне системного редактора файл socket.tst. Обратите внимание на иерархическую структуру этой таблицы семейства. Сохраните (Save) исходную деталь (socket.prt) и покиньте рабочее окно.
  33. Когда пользователь работает с этой таблицей семейства, то мы думаем, что чаще всего он будет вызывать деталь 3_8_S_1-2_12P. Чтобы ускорить вызов этого члена семейства можно создать специальный ускоряющий файл. Для этого, прежде всего, вызовите тот член семейства, для которого Вы хотите создать ускоряющий файл (3_8_S_l-2_12P<3_8>.prt). Затем выберите из опускающегося меню Pro/ENGINEER File > Instance Operations > Accelerator Options. В диалоговом окне Instance Accelerator выберите опцию Explicit и нажмите кнопки Update и Close. Затем сохраните (Save) этот член.
  34. В вашем рабочем каталоге должны появится два новых файла с расширением .хрr (один из них для члена 3_8, а другой для 3_8_S_1-2_12P).
  35. Чтобы проверить работу этих файлов, закройте окно с членом семейства и окно с исходной деталью, если они были открыты. После этого выберите из опускающегося меню Pro/ENGINEER File > Erase > Not Displaed….
  36. Вызовите член семейства с именем 3_8_S_1-2_12P. Конечно, вызывая такую простую деталь, Вы не заметите существенного сокращения времени, но когда речь пойдет о сложных деталях, то выигрыш во времени будет весьма существенным.
  37. Одним из преимуществ использования таблиц семейства заключается в том, что члены таблицы семейства можно заменять друг на друга в сборках. Чтобы закрыть окно с деталью 3_8_S_1-2_12P выберите Window > Close.


Главная страница