РУКОВОДСТВО ПО
ПЕРЕКАЧКЕ С СУДНА НА
СУДНО (НЕФТЕПРОДУКТОВ)
Третье издание, 1997 г.
Применяется
при перекачке сырой нефти и нефтепродуктов
Словарь
специальных терминов
В данном Руководстве приведенные ниже термины означают
следующее:
В МОРЕ
Термин «в море» часто используется в тексте этого Руководства. Под
данным термином подразумеваются воды материковой отмели или частично защищенные
воды. Не исключено, однако, что операция по перекачке груза с одного судна на
другое судно будет выполняться под юрисдикцией каких-либо местных (портовых)
властей или правительства какой-либо страны. В таких случаях необходимо будет
руководствоваться соответствующими местными правилами, и, кроме этого, может
потребоваться также получить соответствующее разрешение местных властей.
БАЛЛАСТ
Термин «балласт» означает водяной балласт, перевозимый в танках
на судне.
ВЫГРУЖАЮЩЕЕ СУДНО
Выгружающее судно - это судно, которое загружено грузом,
предназначенным для перекачки на принимающее судно. К выгружающим судам иногда
относят также суда, частично разгружаемые для уменьшения осадки (суда STBL).
ОРГАНИЗАТОРЫ
Организаторы - это базирующиеся на берегу операторы, на которых
возложена ответственность за организацию операции по перекачке груза с одного
судна на другое. Функции организатора может исполнять агентство по перекачке.
КООРДИНАТОР
Это лицо, которому поручено осуществлять общее руководство
операцией по перекачке груза с одного судна на другое. Таким лицом может быть
капитан одного из судов (как правило, капитан маневрирующего судна) или
руководитель операции по перекачке (суперинтендант).
ОСНОВНЫЕ КРАНЦЫ
Основные кранцы - это кранцы большого размера, используемые для
поглощения энергии удара, которая образуется при причаливании одного судна к
другому; такие кранцы имеют достаточно большую ширину, что позволяет
предотвратить соприкосновение ошвартованных лагом судов, испытывающих бортовую
качку.
ПРИНИМАЮЩЕЕ СУДНО
Это судно, принимающее груз с выгружающего судна (к принимающим
судам иногда относят также суда, принимающие груз с другого судна для
уменьшения осадки последнего, или суда обслуживания).
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КРАНЦЫ
Вспомогательные кранцы - это кранцы, используемые для
предотвращения соприкосновения двух судов, которые испытывают бортовую качку,
или судов, которые не стоят параллельно друг другу. Такие кранцы особенно
эффективны в случае их установки в оконечностях судна, но наиболее
целесообразно их использовать в процессе швартовки и снятия со швартовов.
СУДНО
В данном Руководстве термин «судно» означает нефтяной танкер.
СУДОВЛАДЕЛЕЦ
Под данным термином подразумеваются собственник судна, лицо,
действующее от имени судовладельца (директор судна) или оператор, т.е. лицо,
осуществляющее ежедневный оперативный контроль за его коммерческой и/или
эксплуатационной деятельностью.
ОПЕРАЦИЯ ПО ПЕРЕКАЧКЕ
ГРУЗА С ОДНОГО СУДНА НА ДРУГОЕ
Под операцией по перекачке груза с одного судна на другое
подразумевается операция по перекачке сырой нефти или нефтепродуктов с одного
морского судна на другое морское судно в момент, когда оба судна ошвартованы
лагом.
Такая перекачка может осуществляться, в частности, когда одно из
судов стоит на якоре или когда оба судна на ходу. Данный термин включает в себя
также такие понятия, как маневрирование для сближения, причаливание, швартовку,
подсоединение шлангов, обеспечение безопасности при перекачке груза,
отсоединение шлангов и отдачу швартовов.
АГЕНТСТВО ПО ПЕРЕКАЧКЕ
Агентство по перекачке - это организация, специализирующаяся на
предоставлении услуг, по руководству операциями по перекачке и обеспечению их
безопасности. Данное агентство может также предоставить необходимый персонал и
оборудование, например, шланги, кранцы и вспомогательные плавсредства.
РУКОВОДИТЕЛЬ ОПЕРАЦИИ
ПО ПЕРЕКАЧКЕ (СУПЕРИНТЕНДАНТ)
Это лицо, которому может быть поручено оказывать содействие
капитану какого-либо судна при швартовке судов и при отдаче с них швартовов, а
также координировать и контролировать выполнение операции по перекачке на всех
ее этапах. (в качестве такого лица может выступать начальник швартовных или
лихтеровочных работ).
РАЙОН ПЕРЕКАЧКИ
Район перекачки - это район, в котором выполняется операция по
перекачке груза с одного судна на другое. Районы перекачки необходимо выбирать
в безопасных зонах (см. раздел 2.3). Если перекачку предстоит осуществить в
прибрежных районах, то их местоположение должно быть согласовано с властями
близлежащей береговой зоны, а там, где это требуется, они должны отвечать
требованиями специальных портовых или национальных правил.
ПЕРЕКАЧКА ВО ВРЕМЯ
СТОЯНКИ НА ЯКОРЕ
Под термином «перекачка во время стоянки на якоре»
подразумевается перекачка груза между судами, осуществляемая тогда, когда суда
ошвартованы лагом, причем одно из них стоит на якоре. Альтернативой такой
перекачке является перекачка на ходу.
НА ХОДУ
Из определения, приведенного в «Международных правилах для
предупреждения столкновений судов в море», следует, что судно «на ходу» - это
такое судно, которое не стоит на якоре, не ошвартовано и не сидит на мели. При
этом судно может либо быть на ходу, либо свободно дрейфовать по течению и
ветру.
Список литературы
1. Наставления по швартовному
оборудованию(OCIMF).
2. Международное руководство по
безопасности для нефтяных танкеров и терминалов (ISGOTT) (ICS/OCIMF/IAPH).
3. Международные правила для
предупреждения столкновений судов в море (IMO).
4. Стандартные фразы для общения на
море (IMO).
5. Рекомендации по манифольдам
нефтетанкеров и подсоединяемому оборудованию (OCIMF).
6. Руководство по действиям вертолета
и судна (ICS).
7. Международная конвенция о
подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (1995г.) и Кодекс STCW (IMO).
8. Наставления по перемещению,
хранению, освидетельствованию и испытанию шлангов в эксплуатационных условиях (OCIMF).